Кругосветка 2008
Абадан – жертва ирано-иракской войны

2008 год (Тунис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Йемен, ОАЭ, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Непал, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Малайзия)

2008 год

Иран – страна далеко не тропическая. Судите сами: в Тегеране – плюс 18, а отъехал 200 км на юг, – и температура уже ноль! Вот и попробуй тут угадать со временем года для своего мотопробега… Хотя уж лучше так, чем ехать по 50-градусной жаре, как пришлось в Австралии моему другу и байкеру-кругосветнику Синусу.

Вообще, Иран по всем статьям может стать одним из центров туристического бизнеса. Все предпосылки для этого здесь есть, особенно в зимнее время. Сначала неделю катаешься на лыжах на знаменитом горнолыжном курорте Дизин в окрестностях Тегерана, затем садишься на самолет (билет стоит 20 долларов) – и на неделю приземляешься в районе Персидского залива на юге Ирана с температурой за +30. Так уже делают многие, кто может открыть иранскую визу и держит тайные связи с организаторами туров. Страна все-таки закрытая, отсюда и такие сложности. Но все очень надеются на изменения…

А раз я все еще еду по Ирану, то расскажу о некоторых достопримечательностях. Потому как, если я буду концентрироваться исключительно на передвижении своего байка, читателю может порядком надоесть такое однообразие. Итак, неподалеку от столицы находится грандиозный мавзолей на могиле аятоллы Хомейни (иранское название «Харам-е мотахар», то есть «Место отдыха»). Как все-таки его чтят в Иране – портреты повсюду! Запомнился знаменитый вулкан Демавенд, что в 50-ти км от Тегерана. Кстати он же является самой высокой горой в стране. Еще добавлю фуникулер Точал-Телекабин – один из самых длинных в Азии. Но… Я видел и катался на самом длинном фуникулере в мире, который находится в Южной Америке, в столице Венесуэлы – Каракасе. Да, чуть не забыл сказать о городе-музее Исфахане. Когда-то, еще до нашей эры, он был столицей страны. Сейчас это – крупный промышленный город со своеобразной архитектурой.

Таможня обещает

Сопрвождают по стране

Он основал флот Ирана

До самого Абадана пришлось ехать по горам. Но, слава богу, что они не такие высокие, а то не хотелось бы повторения «Турецкого гамбита». Прохладно, но ехать можно.

За 200 км до Абадана, в городке Малаяр, остановились на ночлег. Здесь долго пришлось объяснять шефу отеля, что мы туристы и едем в сторону Кувейта через Абадан. Он же, показывая на карте, категорически убеждал нас не ехать в этот город, а двигаться по прямой в сторону Персидского залива на Эмираты. Но разве упертого байкера убедишь? Тем более, в сопроводительных документах ясно написано, что страну мы можем покинуть только через пограничный пост Абадана. Уже позже я понял причину беспокойства шефа отеля. Да, действительно, граница существует, но никакой активности в плане грузопассажирских перевозок через нее нет. Потому что Ирак и Иран не контактируют, и этот полуразрушенный во время многолетней войны город практически не восстанавливается.

Абадан

Доска памяти

Жертвы войны

Очень странное было ощущение, когда при въезде в город я своими глазами увидел места боевых действий (такое чувство, что это произошло вчера). Сразу поехали на пристань. Оказывается, есть только два пути в Кувейт – по суше через Ирак и по заливу, минуя его. Почему-то при виде нас пограничники и таможенники сразу предложили ехать отсюда на юг Ирана и покидать страну уже там. Но моя настойчивость (которая им, похоже, не очень понравилась) была подкреплена тем, что в бумагах моих было ясно написано: покидать страну только из Абадана. Получается, мы – проблема для них…

Место военных событий

Потопленые корабли

Флаг войны

Забегая вперед, скажу, что пока решался вопрос с нашей отправкой, пришлось побыть 3 дня в неведении. И это были долгие 3 дня, потому что жить в отеле с видом из окна на полуразрушенные от бомб и снарядов дома – не очень приятное зрелище… Прониклись уважением к этому много пережившему городу, познакомились с некоторыми участниками войны. Все в один голос твердят, что в будущем (после «ухода» с поста Саддама Хуссейна) дипломатические отношения между странами наладятся. А Ирак начинается буквально через сотню-другую метров от границы города, так что во время войны они прямой наводкой расстреливали друг друга из пушек и танков. Потом мы пошли в местный музей. Мне разрешили полазить в трофейных бронетранспортерах, покрутить зенитки и пушки, побродить по разрушенному зданию. Очень необычно и даже мрачно-жутковато… Но почему они не восстанавливают город, все же осталось непонятным…

Начеку

Перед Иракской границей

С другом Димой (Байконур)

Как и на турецко-иранской границе, здесь тоже началась возня с билетами и оформлением выездных документов. Видя этот беспредел, захотелось позвонить нашим дипломатам. А потом подумал, чего их постоянно отвлекать? Самому надо по возможности все решать! Два дня потратил на переговоры и оформление кучи бумаг (это нормальное явление для Ирана). И все-таки они пошли нам навстречу, потому что у нас ни копейки денег (все на карточках, а карточки работать будут только в Кувейте). Так что они к нам приставили одного типа, чтобы уже в Кувейте я снял деньги и расплатился с ним.

45 км и отель

Иракское эхо войны

Иранские города

Когда мы сели в катер, с трудом загрузив пикап и мотоцикл, всем сказали, чтобы на палубу не выходили, пока не минуем Ирак. Но мы же не все! Тем более, фарси (персидский язык) мы не понимаем, посему как ни в чем не бывало вывалились на палубу, чтоб поснимать хотя б издали Ирак. На нас быстро махнули рукой, и мы начали делать свое дело, то есть, фото- и видеосъемку. Река – узкая, виднеется много потопленных кораблей. С обеих сторон реки патрулируют автоматчики. Тут же пасутся коровы и овцы. В общем, та еще картинка! Километров через 30 речка кончилась, и катер вышел прямиком в Персидский залив. Еще через 4 часа подплыли к Кувейту.

Запросто

Снаряды-разрушители

Сохрани

Разгружались долго, – кувейтцы очень тщательно досматривали багаж. Нас привели к начальнику таможни и угостили чаем. Стали свидетелями задержания одного иранца, который пытался провезти наркотики в чемодане с двойным дном. Когда все прошли таможню, нам сообщили, что сегодня технику не отдадут, так как рабочий день кончился и центральная таможня оформлением будет заниматься только завтра. Нет проблем! Главное, мы уже в Кувейте, а остальное – мелочи. Тем более, нас встретил прямо в порту мой друг Дмитрий (на сайте «Центр Тяжести» его знают как Байконура). Замечательный парень! Он признался, что на 99% был уверен, что байкера в Кувейт не запустят (все-таки страна, как и Иран, закрытая). Но мы, казахстанцы, в очередной раз доказали, что умеем добиваться цели!

С приветом, байкер Петрухин!