Веломарш 12 августа прошел от Международного комплекса трамплинов, с выездом на проспект Аль-Фараби, затем до улицы Розыбакиева, по которой прямиком до проспекта Абая, и по нему до Центрального стадиона. Маршрут был равен почти 12 километрам.

Старт был назначен на полдевятого утра. На исходной позиции — группа велосипедистов, которым доверили везти флаги Казахстана. Предупредили: особенно не разгоняться, чтобы полотнища на намотало на колеса.

Тут же видна знакомая фигура байкера Дмитрия Петрухина в его знаменитой шляпе и его не менее знаменитый байк с закрепленными сзади флагами Казахстана и Алматы. Байкеры за день до этого провели собственное шествие по улицам города, и по тому же поводу.

Место старта велопробега. Алматы, 12 августа 2012 года

Место старта велопробега. Алматы, 12 августа 2012 года

Рядом с Петрухиным — по максимуму экипированный велосипедист в шлеме. Лишь по голосу можно было догадаться, что это известный бизнесмен Нурлан Смагулов.

Каждый год, как он рассказал, едет во Францию, в Ниццу, где катается с велосипедистами из команды «Астана». Отсюда и форма от этой команды, и велосипед Specialized S-Works. Впрочем, катается Нурлан Смагулов не только по дорогам южной Франции, но и по окрестностям Алматы, когда сюда приезжает Александр Винокуров.

На старт, внимание…

Аким Алматы Ахметжан Есимов среди велосипедистов появился настолько неожиданно — за секунды до старта, что никто не успел поприветствовать его хотя бы аплодисментами.

Спуск по улице Розыбакиева до проспекта Абая прошел почти незамеченным. Единственное, что отвлекало внимание, — люки на дорогах, да неровности, которые желательно было объезжать. Еще надо было поглядывать по сторонам, чтобы не врезаться в другого участника. Многие ехали без шлемов и организаторы лояльно к этому относились.

Выступление акима Алматы Ахметжана Есимова

Выступление акима Алматы Ахметжана Есимова

Путь облегчало то, что на всех перекрестках сотрудники дорожной полиции предусмотрительно перекрыли движение автотранспорта. По пути не было ни одной припаркованной машины — полицейские постарались обезопасить маршрут.

Занимательная арифметика

Знаменосцы с акимом финишировали у сцены с портретами чемпионов Олимпиады последними. В новостном же сюжете Caspionet сказано, что аким Алматы вышел на старт первым и финишировал первым. В велосообществе в сети Facebook это сообщение было встречено с иронией.

Ахметжан Есимов ехал не спеша, в белом спортивном костюме. Под ним был белого цвета шоссейный велосипед японской компании Fuji. В магазинах Алматы такая модель стоит сейчас со скидкой 143 200 тенге. Очевидно, это не единственный велосипед акима. В весенних велопробегах он ехал на велосипеде черного цвета, что видно на снимках.

Участников не регистрировали, их количество доподлинно неизвестно. По визуальной оценке, примерно 200–300 человек. Тот же Caspionet отрапортовал о 600 участниках.

Урок географии

Со сцены, на фоне портретов чемпионов Олимпиады в Лондоне, Ахметжан Есимов вспомнил 2000 год, когда работал послом в Брюсселе:

— Казахстан в то время не все знали, и после одного гольф-турнира один подходит и спрашивает, что за страна — Казахстан. А тогда только закончились Олимпийские игры 2000 года. Я говорю, вы знаете, какое место у Бельгии? Говорит, 52-е. А Казахстан, говорю, занял 22-е место. После этого, как появляюсь на гольфе, если с ним встречаюсь, то с таким уважением ко мне относится. Как будто я выиграл какую-то олимпийскую медаль. Я это говорю, какое огромное значение имеет спорт в пропаганде страны. По медалям мы идем вторыми после России, вторыми среди стран СНГ. Хотя по численности населения мы не вторые.

Аким Алматы приписал успехи в спорте политике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по всестороннему развитию страны, росту экономики и благосостояния людей.

Ахметжан Есимов призвал людей сообщать номера машин автолюбителей, которые не уважают велосипедистов.

— Мы будем их показывать по телевидению, в газетах, будем вывешивать их портреты на улицах. Я был на открытии Олимпийских игр в Лондоне. Прекрасный город, очень много велосипедистов. Есть велодорожки, а на большинстве улиц велодорожек нет. Но там культура поведения очень высокая. Водители с уважением относятся к велосипедистам. И они ездят везде. Вот эту культуру мы тоже должны прививать, чтобы у нас велосипед стал массовым. Не просто спортом, а средством передвижения, — говорит Ахметжан Есимов.